Сюжет заимствован из легенды греческого происхождения (VI в.), согласно которой св. Лука был первым, кто написал
портрет Богоматери. На этом основании художники считали его своим покровителем и во многих городах существовала гильдия художников, гильдия Св. Луки.
В картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Слева у подножия трона сидит Мадонна, которая
кормит грудью младенца Христа. Трон, напоминающий о ее будущей роли Царицы Небесной, украшен скульптурными фигурками
Адама и Евы, что должно напомнить о первородном грехе, который искупили Христос и Мария.
Напротив Мадонны, почтительно преклонив колени, запечатлевает ее облик
св. Лука.
Художник сумел показать внутреннее состояние человека, связанное с конкретной ситуацией: трепетное благоговение
и сосредоточенность художника в момент творческого процесса. За спиной св. Луки через приоткрытую дверь видны бык
и книга - его традиционные атрибуты как одного из авторов Четвероевангелия.
Здесь многое типично для излюбленных нидерландцами композиций: хотя бы далевая панорама города и канала, написанная так
мелко, нежно и тщательно, с двумя задумчивыми человеческими фигурками на мосту.
Но самое замечательное - лицо и руки Луки, пишущего мадонну «с натуры». У него особенное выражение - бережно и трепетно
внемлющее выражение человека, который весь ушел в созерцание. Так смотрели на натуру старые нидерландские мастера.
Некоторые ученые предполагают, что лицо Луки - автопортрет художника.
Есть несколько версий этой живописи в музеях Бостона и Мюнхена.